Клуб коллекционеров графики и Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени представляют выставку «Литография 1810-1820 годов. Из частных собраний» основой которой станут ранние образцы искусства литографии. При кажущейся изученности этой темы остаётся довольно много белых пятен и мы постарались, чтобы наша выставка не стала банальным повторением хорошо известного.
Литография 1810-1820 годов. Из частных собраний
Во-первых, так получилось, что практически все предыдущие экспозиции показывали литографию в привязке к конкретным национальным школам (русской, французской и т.д.), мы же попытались одновременно показать, что творилось за эти 15 лет в европейской литографии, ведь без взаимных влияний и заимствований здесь не обошлось и наблюдать за этим крайне любопытно.
Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825). Евангелист Иоанн. Начало 1820-х годов. Бумага, литография; 29 х 23 см. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких
Во-вторых, мы представляем здесь три образца ранней русской литографии, малоизвестные даже специалистам. Один из них изменяет наши представления о времени появления литографии в России и смещает эту дату из 1816 в 1815 год. Это портрет кирасирского офицера работы П.Ф. Соколова, датированный 1815 годом.
Соколов Пётр Фёдорович (1787 или 1791 — 1848). Портрет обер-офицера гвардейских кирасир. 1815 год. Бумага, литография; 17,2 х 14,3 см. Слева внизу: «PS 1815». Филигрань «Pro Patria». Изображен с орденом св. Владимира 4-й ст. с бантом, прусским орденом Pour le Merite и медалью «В память Отечественной войны 1812 года». На 1815 год с аналогичными наградами числились: Кавалергардского полка штабс-ротмистры Артамон Захарович Муравьёв 1-й и Александр Захарович Муравьев 2-й и лейб-гвардии Кирасирского полка поручики Павел Адамович Ампахи и Евстафий Максимович Лингрен. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких.
Отдельно хотелось бы упомянуть два листа с гербом графов Строгановых работы неизвестного художника. В силу того, что что геральдические литографии публикуются впервые, хотелось бы остановиться на них чуть подробнее. Как мы знаем, первой отечественной литографской мастерской, которая занялась художественной продукцией, была мастерская при Военно-Топографическом депо Главного штаба в Петербурге. Начальником Главного штаба в тот момент был генерал князь Петр Михайлович Волконский, большой любитель искусств и собиратель графики. Разумеется, без его поддержки столь вольное использование ресурсов военной организации было бы немыслимо. В 1817 году адъютантом князя становится другой крупный меценат и коллекционер, барон Сергей Григорьевич Строганов. В феврале 1818 года он женится и по императорскому дозволению получает графский титул своего тестя. Естественно, все эти действия влекут за собой обновление строгановского герба, и кто-то из подведомственных Главному штабу художников выполняет для Сергея Григорьевича две литографии с гербами разной степени детализации: геральдический щит с графской короной, геральдический щит с графской короной и нашлемниками, просто графская корона с нашлемниками и, наконец, полный герб с соболями-щитодержателями, причем эти зверушки выдают в авторе литографии талантливого художника-анималиста. К сожалению, мы не знаем его имени, что, впрочем, не умаляет ценности этих ранних образцов литографского творчества.
Семёнов Иван Семёнович (?-1865). Вид каменной пристани на реке Волхове в селе Грузино. 1821 год. Бумага, литография; 30,7 х 41,4 см. Из серии «Виды села Грузино». Собрание Софьи Чапкиной
Техника литографии была изобретена в Германии в 1796 году Алоисом Зенефельдером и первоначально использовалась для тиражирования текстов, нот и карт, что было крайне необходимо в смутную эпоху наполеоновских войн. Принцип литографии заключался в следующем: на известковую плиту с ровной зернистой поверхностью специальным жировым карандашом наносится изображение, которое после травления и покрытия краской переводится на бумагу. Причем эта техника допускает печать огромных тиражей. Художники по всей Европе довольно быстро оценили эту технику, сохранявшую легкость карандашного рисунка и позволявшую зачастую обойтись без помощи мастера, переводящего оригинал в эстамп, что, безусловно, делало финальный художественный продукт более дешевым и доступным. В литографию буквально ринулись выдающиеся мастера России (В. Боровиковский, А. Венецианов, А. Орловский, П. Соколов) и Франции (Л.Л. Буальи, К. и О. Верне, барон Д. Виван-Денон). Почему-то именно эти две страны в тот период стали крупнейшими центрами литографского искусства. С другой стороны, простота литографии привлекала и художников-любителей (граф А. Дмитриев-Мамонов, В. Лангер, Е. Рейтерн).
Беггров Карл (Карл-Иохим) Петрович (1799-1875). Император Александр I на коне. 1821 год. Бумага, литография; х см. В «Словаре русских литографированных портретов» В. Адарюкова и Н. Обольянинова (Москва, 1916, с. 27) упомянуто, что эта литография выполнена по оригигалу Александра Осиповича Орловского, что вряд ли соответствует действительности. Собрание Александра Савинова
Темы и жанры у литографов – многочисленны. Здесь и портрет, и пейзаж, и батальные сцены, и карикатуры. Все это неплохо отражено в экспонатах нашей выставки. Недавно прошедшие наполеоновские сражения всё ещё будоражат умы людей и художников, и покупателей эстампов интересуют фигура Наполеона, изображение солдат и сражений, в которых они еще недавно принимали участие. Литографированные листки с изображением святых заполняют прилавки церковных лавок. Интерьеры дворянских дворцов и мещанских квартирок украшаются видами Москвы, Петербурга и Парижа. В моду входит «репортажная» литография, запечатлевающая всевозможные происшествия и судебные процессы. Причём надо отметить, что литографию 1810-1820-х годов, несмотря на разность задач и тем, роднит почти всегда высочайшее художественное качество. Именно поэтому она сразу становится предметом пристального внимания со стороны собирателей изящных искусств. Видимо, с этим связано и наличие у большинства ранних литографий пробных оттисков до нанесения окончательных надписей, которые должны были поступать в коллекции любителей уников.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Портрет императора Петра I. 1818 год. Бумага, литография; 28,8 х 21 см. Пробный оттиск до надписей. Данный лист относится к серии из десяти портретов «великих людей России», поднесённых художником императрице Елизавете Алексеевне в марте 1819. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких
Столь же интересна ранняя литография и нынешним собирателям изобразительного искусства. И мы надеемся, что тот срез литографического искусства, который представили на выставке московские коллекционеры будет интересен не только нам, но и самому широкому кругу любителей изящного.
Сергей Подстаницкий Клуб коллекционеров графики 27.09.2023
Клуб коллекционеров графики
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
5 октября – 24 декабря 2023 г.
Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие
Ранний шедевр Николая Фешина впервые выставят на российском аукционе
__________________
>>><<<